МОДА и РЫНОК
"En vogue", говорят французы: есть нечто модное в моде. Оно означает моду и движение волн. Взлет и падение модных перемен очень пластично отражаются в этом слове. В общем и целом, как показывает опыт, каждый модный цикл можно разбить на следующие фазы: возникновение оригинала, модели; признание их модной актуальностью в узком кругу; распространение приспособленного к интересам широких масс варианта в удешевленном серийном производстве; пресыщение; затухание интереса или полное исключение товара. Модные циклы у модных предметов одежды бывают очень разными - у не очень дорогих, у будничных летних платьев или шляп, например, циклы сменяются очень быстро, от сезона к сезону. Такая сезонная обусловленность основными фазами весна-лето и осень-зима является признаком процесса развития моды. Правда, некоторые модные новинки после того, как их признали широкие массы потребителей, переходят в категорию стандарта.
Парижская мода располагает по традиции превосходной, охватывающей весь земной шар пропагандой, французские журналы мод, как например, первый журнал мод с иллюстрациями "Кабине де Мод" (Cabinet des Modes), который начал издаваться в 1785г., или вышедший в свет спустя год в Веймаре Бертухский "Джёрнал дес Люксус унд дер Моден" (Journal des Luxus und der Moden), часто достигали высокого уровня; журнал для избранного общества "Газет дю бон тон" (Gazette du bon ton}, издававшийся до и после первой мировой войны, для многих и сегодня еще является образцом. Видные писатели - среди них Кокто, Жироду, Колет и художники, такие как Рауль Дюфи и Христиан Берар - внесли свою лепту в создание этого уровня. В настоящее время издания "Вог" (Voguе) и "Xapnep'c Базар" (Harper's Bazaar) говорят свое решающее слово в вопросах моды. |
Уже в конце XVIII в. дэнди задавали тон в моде. На фото - дэнди середины XIX в. |
Однако мода существует не только для демонстрационных
подмостков и фотоснимков. Прежде всего новая мода должна быть
представлена общественному мнению на бульварах больших городов
капиталистического мира, на парадах, торжественных приемах,
на модных курортах и в модных ресторанах небольшим кругом уверенных
в себе людей. И только потом миллионы людей в городах и в сельской
местности, через телевидение и иллюстрированные журналы мод,
журналы для женщин, издаваемые в большом количестве, свыкнутся
и освоятся с этой новой модой, которая вначале почти всегда
подвергается осмеянию.
В англоязычном регионе узкий круг людей, имеющих достаточно
средств, времени и вкуса для активного участия в создании моды,
в настоящее время называют "with-its". Это те, кто
находится в свете огней общества, кто имеет право голоса, кто
привлекает взоры окружающих. Дело в том, что по характеру и
по внешности не все "виз-итс" изящны и элегантны,
и, наоборот, бесчисленные безымянные франты и щеголи во всем
мире ни в коем случае не могут быть причислены к "виз-итс".
Идеалом и образцом с позиций моды могут быть лишь те, которые
являются одновременно элегантными и "виз-итс", а таких
немного.
XIX век, с началом индустриализации, принес с собой переоценку ценностей. Это не прошло бесследно для моды. Перемены выразились прежде всего в том, что одежда была причислена к категории товаров. Если вспомнить средние века, то тогда одежда представляла собой целое состояние. Её можно было, бы отнести к рангу движимого имущества, выраженного в числах, а иногда из-за богатых украшений и драгоценных камней платье даже имело характер передаваемого капиталовложения. Во всяком случае, не так уж много времени прошло с так пор, когда личная одежда являлась составной частью выделяемого детям имущества и передавалась от поколения к поколению. Но вот на передний план выдвинулась новая отрасль промышленности: промышленность пошива одежды. В 1770г. в Париже было основано первое значительное швейное предприятие. Отмена цеховых законов во времена Французской революции явилась предпосылкой серийного производства в крупном масштабе. Уже в первые годы революции в Париже как из-под земли выросли большие предприятия по изготовпвимю одежды и белья. В 1824 г. в Париже было создано конфекционное предприятие "Ла бель жардиньер" (La Belle Jardiniere), которое вскоре превзошло другие предприятия.
Следствием бурного развития текстильной, швейной и химической промышленности в течение XIX века была демократизация моды. Благодаря массовому изготовлению, конфекциону удалось снизить стоимость одежды. "Дэрнье кри" (Dernier cri) - последний крик моды - уже не был делом узкого круга, а стал занимать миллионы людей. |
Знаменитая актриса Сара Бернар была одной из самых активных поборниц моды |
Представители "от кутюр" отдавали себе отчет в экономическом значении конфекциона. Ибо первая мировая война изменила состав клиентуры парижских домов моделей: большинство дворов и большая часть аристократии перестали существовать. Создание коллекций моделей для значительно большего круга заинтересованных лиц заменило прежнюю строго индивидуальную работу для одного клиента, которого владельцы предприятия знали лично.
В настоящее время у многих парижских домов моделей частная клиентура
все еще занимает 60 % оборота, однако доходы поступают прежде
всего от закупок товаров универмагами и промышленностью и от
побочных отраслей, т. е. от продажи духов, пудры, обуви, чулок
и корсетов, от бутика. Промышленность становится для парижских
домов моделей в международном масштабе все более крупным потребителем;
раз и навсегда прошли времена, когда можно было, как в 1936
г., назвать Жана Пату и Люсьена Лелонга врагами "от кутюра"
только по той причине, что они высказали мнение о необходимости
считаться с запросами швейной промышленности.
|