Когда-то Мэрилин Монро, отвечая на вопрос
о том, что она надевает, ложась в постель, сказала: "Лишь
капельку Chanel № 5". Ответ вполне логичен, ведь
духи - это и в самом деле своеобразная одежда. И так же,
как платье или брюки, она может быть не только комфортной,
но и модной.
Готовить и использовать благовония человек
научился, по мнению историков, также за много веков до
нашей эры. Особого расцвета достигло это искусство в древнем
Египте, где существовали настоящие фабрики духов. В основном
всевозможные благовония использовались тогда для религиозных
и лечебных целей. А в XVI веке у европейской знати в моду вошли изделия из знаменитой "испанской кожи", которая отличалась удивительной тонкостью и источала удивительный аромат. Пояса, перчатки, кошельки и другие аксессуары из нее стали популярны не только в Испании, но и во Франции, где вскоре было налажено и собственное перчаточное производство. Никакого особого секрета в этих благоухающих перчатках не существовало - это была всего лишь хорошо выделанная замша, пропитанная ароматическими маслами. Причем особой популярностью тогда пользовались роза, сандал, вербена, гвоздика и корица, а также мускус и амбра. Благодаря увлечению ароматами перчаточники вскоре превратились в парфюмеров, а одним из центров производства эфирных масел стал французский город Грасс. |
В XVII-XVIII веках духи уже заняли свое прочное
место в списке предметов роскоши, без которых ни одна уважающая
себя дама не могла выйти в свет. Особы королевских кровей имели
не только собственных модисток, но и личных парфюмеров. Именно
эти модистки и портные богатейших дворов Европы стали прародителями
современных дизайнеров и художников-модельеров - творцов haute
couture. А придворные поставщики духов, объединившиеся в 1730
году в Корпорацию перчаточников-парфюмеров, вскоре стали открывать
собственные Дома.
Самым известным парфюмером того времени был Убиган (Hubigant)
- поставщик двора Марии-Антуанетты. Он не только создавал духи,
но и был перчаточником и мастером по изготовлению свадебных
подарочных корзин с цветами. Между прочим Дом Hubigant существует
и поныне, а его духи по-прежнему пользуются любовью француженок.
XIX век становится эрой технических открытий и
появления органической химии. Это полностью меняет технологию
изготовления духов и обогащает мир ранее известных ароматов
абсолютно новыми, созданными на основе синтетических веществ.
Одним из первых примеров применения этих технологий стали в
1883 году духи Jicky, выпущенные Герленом (Guerlaine). Кстати,
именно эти духи являются наиболее старыми из тех, которые до
сих пор находятся в продаже.
В середине прошлого столетия появляется и первый настоящий Дом
моды, открытый в Париже в 1858 году Чарльзом Фредериком Уортом
(Worth). Однако мода и парфюмерия в то время все еще практически
не пересекались.
Лишь XX век стал поистине "золотым"
временем для создателей моды и духов. Громкие имена дизайнеров
и парфюмеров возникали одно за другим, принося с собой свежие,
порой даже революционные идеи и нестандартный взгляд на привычную
одежду и ароматы.
Вокруг каждого из дизайнеров моментально создавались собственные
мифы, без которых уже трудно представить себе современную моду
и парфюмерию. Мир в этом столетии стремительно менялся, и не
последнюю роль в этом играли именно создатели одежды и духов.
Уже невозможно представить нашу сегодняшнюю жизнь не только
без женских брючных костюмов, маленьких черных платьев и других
гениальных изобретений дизайнеров, но и без таких ароматов,
как Chanel № 5, Shalimar, Arpege, Joy или L'Air du Temps. Имена
великих модельеров и парфюмеров ныне практически неразделимы,
и их можно смело поставить в один ряд с величайшими учеными
и политиками, определившими историю XX столетия.
Как же начиналась эта эпоха? Принято считать,
что первой, кому пришло в голову выпустить духи под маркой своего
Дома моды, была Коко Шанель. Однако это не совсем так. Пионером
в этой области был тогдашний законодатель парижской моды Поль
Пуаре (Paul Poiret), выпустивший в 1911 году духи Mouchoir de
Rosine, а чуть позже Nuit de Chine. Правда они имели традиционный
цветочный аромат и не сильно выделялись на фоне популярной в
то время парфюмерной продукции.
Что касается Коко Шанель, то она действительно совершила настоящую
революцию. Во-первых, стойкий аромат на основе альдегидов, созданный
для нее в 1921 году Эрнестом Бо, принципиально отличался от
всего, что выпускалось до этого. Кроме того, Chanel № 5 стали
первыми "именными" духами. Позднее это ее изобретение
использовали очень многие дизайнеры. Один только Кристиан Диор
(Christian Dior) выпустил шесть ароматов, в названии которых
так или иначе присутствует его имя (Diorella, Diorissimo, Dioressence,
Diorama, Diorling и Miss Dior).
После успеха Chanel № 5 выпуском парфюмерии занялись Чарльз
Фредерик Уорт (Worth), представивший в 1922 году духи Dans la
Nuit и Жанна Ланвен (Jeanne Lanvin), выпустившая в 1927 году
великий аромат Arpege. Чуть позже парфюмерное производство открывает
Дом Revillon, занимавшийся до этого продажей мехов, и представляет
аромат Cantilene.
После второй мировой войны, когда вновь возрождается стремление
к роскоши, Дома моды переживают настоящий расцвет. Становится
почти правилом дополнять коллекции одежды новыми ароматами.
Так в 1944 году Марсель Роша (Rochas) выпускает духи Femme,
чуть позже появляются Le Dix от Баленсиага (Balenciaga), L'Air
du Temps и Coeur Joie от Нины Риччи (Nina Ricci).
В том же 1944 году Кармен де Томассо открывает собственный Дом
моды Carven. Уже вскоре весь Париж сходит с ума от ее платья
в зелено-белую полоску, названного ею Ma Griffe. Именно такое
имя она дает и своим первым духам.
Прямо противоположная история связана с ароматом Jolie Madame
от Бальман (Balman): эти необыкновенно популярные духи сами
стали поводом для появления нескольких коллекций одежды с аналогичным
названием.
После войны к уже существующим громким именам дизайнеров прибавились и новые, самым ярким из которых стал, без сомнения, Кристиан Диор (Christian Dior). Его стиль "new look" приносит в 1947 году новое свежее дыхание не только в моду, но и в парфюмерию. Романтизм снова оказывается на гребне популярности, а подчеркнутая талия и широкая и длинная юбка до щиколоток надолго очаровывают всех без исключения женщин. Его первыми духами стали Miss Dior, выпущенные в том же 1947 году. Именно этим ароматом благоухали в те годы не только парижанки, но и... все помещения в Доме моды Christian Dior.
В последующие годы выпуск собственных парфюмерных линий становится
для Домов моды уже устоявшейся традицией. Духи - это не просто
дополнение к туалету, но и необходимый финальный штрих, завершающий
весь ансамбль и отражающий философию дизайнера и дух времени.
На данный момент выпуском парфюмерии занимаются практически
все модные дома, причем для многих из них это становится основным
источником доходов. Высокая мода уже не приносит прежних прибылей,
а вот объемы продаж парфюмерных линий с каждым годом только
растут.
В 50-80-е годы модные тенденции в духах менялись так же часто,
как и длина юбок или высота каблуков. Практически каждая из
них рождала великие парфюмерные марки. Так Юбер де Живанши,
открывший в 1952 году свой Дом Моды, уже через пять лет выпускает
свои первые духи L'Interdit, на которые его вдохновляет его
друг и кинозвезда Одри Хепберн.
В революционные и бунтарские 60-е годы мода
на зеленые, цветочно-шипровые ароматы нашла отражение
в духах Y от Ив Сен-Лорана (Yves Saint Laurent) и в Fidji
от Ги Ларош (Guy Laroche). В 70-е годы в моду возвращаются
элегантность и загадочность. В это время появляются Magie
Noire от Ланком (Lancome) и Opium от Ив Сен-Лоран (Yves
Saint Laurent). К парфюмерии обращаются не только вновь
открывающиеся дома моды, но и уже давно существующие.
Так Дом Gucci, основанный в начале века и известный благодаря
своим кожаным изделиям, фарфору и шелковым шарфам, в 1970
году выпускает первую парфюмерную линию Gucci № 1. |
Еще одна парфюмерная премьера 1975 года была связана с именем
американского дизайнера Джефри Бина (Geoffrey Beene). В 1963
году он открыл в Нью-Йорке собственный дом моды, специализирующийся
на мужской одежде. Его любимыми материалами в то время были
серая фланель и шерстяное джерси, которые он использовал даже
для создания костюмов для торжественных случаев. Именно поэтому
и свою первую мужскую парфюмерную линию, выпущенную в 1975 году,
он не только назвал Grey Flannel, но и упаковал флаконы во фланелевые
мешочки.
Женщине 80-х - уверенной в себе, независимой и
сильной, идеально соответствовали Poison от Кристиана Диора
(Christian Dior), выпущенный в 1985 году, и Ysatis от Живанши
(Givenchy).
Конец 80-х - начало 90-х ознаменовалось влиянием на моду восточных
мотивов и взлетом дизайнеров с азиатскими корнями. Свежие озоновые
и морские мотивы предложили Кензо (Kenzo) и Иссей Мияке (Issey
Miyake): Parfum d'ete Kenzo и L'Eau D'Issey.
В первой половине 90-х на первый план выходит стиль "унисекс",
а одним из самых успешных проектов в парфюмерной индустрии становится
аромат cK от Кельвина Кляйна (Calvin Klein). Он открывает совершенно
новый сектор рынка, поскольку до этого все духи четко делились
на мужские и женские.
В эти годы на парфюмерный рынок продолжали выходить модные Дома,
уже не один десяток лет известные своими коллекциями одежды
и аксессуаров. Один из последних примеров - компания Celine,
с 1947 года выпускающая обувь, кожаные сумки, ремни и одежду.
Свои первые духи Magic компания выпустила только в 1997 году.
В последние годы в европейской моде произошли поистине революционные изменения, связанные с появлением целого поколения молодых дизайнеров, которые встали во главе известнейших Домов моды, сменив многих признанных мэтров. В 1996 году место Юбера де Живанши в Доме Givenchy занял молодой англичанин Александр МакКуин, его соотечественник Джон Гальяно в 1997 году вытеснил итальянца Джанфранко Ферре из Дома Christian Dior, Стелла Маккартни (дочь знаменитого "битла") заменила Карла Лагерфельда в Chloe, и, наконец, часть коллекций Дома Yves Saint Laurent отныне создает не сам его основатель, а американец Альбер Элбаз. Все это не могло не сказаться и на парфюмерной моде. Так, на смену классическому аромату Amarige, выпущенному Живанши (Givenchy) в 1991 году, пришел новый Extravagance d'Amarige. Говорят, что сам Юбер де Живанши, отошедший от дел, от него отнюдь не в восторге.
Одной из заметных парфюмерных тенденций последнего
времени стало появление духов, в чьих названиях или форме флаконов
используется символика Высокой моды. Это, например, Madeleine
Vionnet от Madeleine Vionnet c крышечкой в виде наперстка, Sonia
Rykiel от Sonia Rykiel с флаконом в виде свитера из ее коллекции
и Just Me от Claude Montana с флаконом, напоминающим застежку
"молнию" и идеально соответствующим стилю Монтана.
Духи Organza от Givenchy - это не только совершенство аромата,
но и флакон в античном стиле, напоминающий женскую фигуру в
струящемся платье. Название аромата Pret-a-porter от Coty говорит
само за себя, но, пожалуй, наибольшую оригинальность проявил
Жан-Поль Готье, не только "одевший" флакон с ароматом
Jean-Paul Gaultier в облегающее боди, но и каждый сезон меняющий
для него наряды.
Такова краткая история взаимоотношений моды и
парфюмерии. Что ожидает их в будущем? Кристиан Лакруа однажды
сказал: "Будущее рождается из алхимии прошлого и настоящего".
К этому можно лишь добавить, что стиль будущего рождается из
алхимии моды и аромата времени.
|