Ещё на заре каменного века охотники и пастухи
заметили в руслах пересохших ручьёв и на морских пляжах
нетускнеющие жёлтые зёрна. Этот металл благодаря своим удивительным
свойствам - мягкому жёлтому цвету, неокисляемости, ковкости,
пластичности и красоте, а также широкой распространённости
- быстро и прочно вошёл в жизнь человека. |
Спрос на золото устойчиво превышает предложение. Львиная доля - 64% - используется на производство ювелирных изделий; 14% поступает в государственные резервы; 11% расходуется на чеканку монет и выпуск памятных медалей; 6% применяется в электронике; 3% - в стоматологии; 2% - в промышленно-технических целях.
"ЗОЛОТЫЕ ЛИХОРАДКИ" |
Золотой самородок весом в 28 унций (примерно 871 г), найденный на Западной Аляске |
Вот уже 50 лет неизменным лидером золотодобычи является Южно-Африканская Республика (месторождение Витватерсранд). Здесь из древней гигантской россыпи, возникшей около 1,9 млрд лет назад, получают от 25 до 50% добываемого в мире золота. Все остальные страны и даже целые континенты по сравнению с этой россыпью - калифы на час. Они вспыхивают ярким пламенем золотой лихорадки на короткий исторический момент.
В ПОИСКАХ "ФИЛОСОФСКОГО КАМНЯ"
С золотом тесно связана алхимия. Древнеегипетский философ александрийской
школы Аммоний Сакнас считал основной задачей алхимии поиски "праматерии"
и "философского камня", с помощью которых можно превращать
обычные металлы в золото.
Подлинный расцвет алхимии в Западной Европе приходится на IX-XVI
вв. Алхимики часто пользовались уважением и бывали обласканы при
дворах монархов. Несмотря на нелепость многих положений этого
учения и фанатичность наиболее стойких его последователей, данная
страница в истории становления естествознания была совсем не бесплодной.
В процессе неистовых поисков и экспериментов были открыты такие
химические элементы, как сурьма, цинк, висмут и мышьяк, исследованы
свойства многих природных соединений. Но гигантский труд учёных
в основном расходовался впустую и стоил жизни многим из них. Постоянная
работа с серой и ртутью подрывала здоровье исследователей. Воспалённый
ум фанатиков "видел" душу мира то в воздухе, то в дожде,
то в жабах, змеях и ящерицах. Останки пресмыкающихся перегоняли
до получения сухого остатка в ретортах.
Идеи трансмутации - превращения одних металлов в другие, прежде
всего в золото, - более двух тысячелетий, вплоть до XIX в., потрясали
научные сообщества и здравый смысл. Парадоксальность алхимии сравнима
с попыткой людей каменного века построить космический корабль.
И только в XX в. фундаментальные открытия Нильса Бора, Фредерика
Жолио-Кюри и других учёных в области физики позволили теоретически
и экспериментально осуществить призрачную мечту алхимиков - получить
из ряда металлов самое настоящее золото. И какова же его цена!
Синтезированный элемент в сотни тысяч раз дороже природного!
СПЛАВЫ ЗОЛОТА
Чистое золото не используют в ювелирном деле из-за его низкой
износостойкости. Применяется около 50 разных сплавов, которые
различаются по стоимости и эстетическим свойствам. Стоимость определяется
процентным содержанием золота. Цвет зависит от химического состава
сплава.
Красное золото, особенно популярное в России (его часто называют
червонным), получают путем добавления меди. Желтое золото, традиционное
для Западной Европы, - это сплав с медью и серебром. Белое золото,
модное в последнее время, получают с помощью добавок никеля, цинка
и свинца. Добавки палладия дают целый спектр сплавов от лимонно-желтого
до фиолетового (правда, такие сплавы пока еще не заинтересовали
ювелирных дизайнеров).
ЗОЛОТЫЕ УКРАШЕНИЯ: ТУРЕЦКИЕ, СОВЕТСКИЕ и ЕВРОПЕЙСКИЕ
Турецкое золото отличается наихудшим качеством и наименьшей ценой.
Нет, разумеется, это не "цыганское золото" (которое
есть не что иное, как хорошо отполированная медяшка), но и настоящего
золота в турецкой цацке может содержаться гораздо меньше половины:
либо оно сильно разбавлено дешевыми металлами (медь, цинк, свинец),
либо представляет собой пленку на незолотой основе. Дешево и сердито,
как разбавленное пиво в советские времена.
Кстати, о советских временах.В конце 60-х годов по предложению
тогдашнего предсовмина СССР Алексея Косыгина в коренной России
(Екатеринбург, Кострома, Москва) и в Закавказье (Баку, Ереван)
были построены высокотехнологичные ювелирные заводы. Эти предприятия
быстро освоили массовый выпуск ювелирной продукции с учетом национальных
традиций (грубо говоря, славянских и тюркских).
Задумка полностью удалась, причем при довольно высоком качестве
исполнения. Строгие советские стандарты и почти неподкупные ОТК
(отделы технического контроля) обеспечивали многолетнюю "безотказность"
золотых украшений, которые более справедливо было бы называть
устройствами.
В полном соответствии с Моральным кодексом строителя коммунизма
в социалистическом обществе приветствовались личная скромность
и опрятность. Эти идейные установки и дали свои плоды в неповторимом
"советском" дизайне золотых украшений - вспомним неброские
цепочки "косичкой", сережки "малинкой", перстеньки
с листочками...
С возникновением СНГ лидерство в ювелирной сфере постепенно захватили
изделия из традиционных центров обработки золота - Италии, Германии,
Франции. При этом германский дизайн кажется нам более привычным:
как-никак славяне и германцы - ближайшие родственники со времен
Великого переселения народов. Итальянская продукция представляется
авангардной и экстравагантной как по форме, так и по способу обработки
поверхностей. Скажем, у нас как-то эпатажно выглядит манера украшать
женскую шейку "ошейниками" и "удавками". Ну
а последним писком итальянского ювелирного дела является белое
золото, о котором мы писали выше.
Вообще европейские дизайнеры абсолютно бесстрашны в эклектике.
В полете свободной фантазии они, к примеру, соединяют древние
египетские и греческие мотивы с изощренными технологическими приемами
современной металлообработки.
Разумеется, западные изделия стоят намного дороже отечественных
- обычно ценовой коэффициент колеблется в пределах 5-7. Да, они
весьма эффектные, стильные и изящные. Однако необходимо помнить,
что европейские золотые украшения хрупки не только на вид. Эти
изделия никак не предназначены для повседневной носки. И уж, конечно,
они не терпят, когда их подвергают разнообразным рискам при генеральной
уборке жилища или, не дай Бог, мытье посуды. Чтобы выйти из положения,
западные модницы обычно используют двойной стандарт: в будни они
украшают себя бижутерией или имитацией классных ювелирных изделий
и только по большим праздникам и особым случаям используют всю
свою ювелирную экипировку.
|